Куда мы катимся: запрет электросамокатов в Петербурге будет частичным

Автор фото: ТАСС

"Парижский сценарий" — не единственный способ решения проблем с кикшерингом.

Губернатор Александр Беглов предлагает запретить движение электросамокатов по тротуарам и площадям, а также ввести для них платные парковки. Об этом он заявил 14 мая во время выступления с отчётом перед Законодательным собранием за 2023 год. Также градоначальник считает необходимым установить обязательство для операторов кикшерига быть налоговыми резидентами России. "В ближайшее время все эти предложения будут переданы депутатам Государственной думы, чтобы они выступили с инициативой изменений в федеральный закон", — анонсировал Александр Беглов.
Спикер городского парламента Александр Бельский ещё в августе 2023 года настаивал, что полный запрет кикшеринга — это радикальная мера, а задача властей состоит в повышении комфорта и безопасности при эксплуатации СИМ.
В зарубежные мегаполисы трёхсторонние конфликты кикшеринговых операторов, властей и населения пришли на несколько лет раньше. И подходы к их решению — самые разные.
Сторонники запрета шеринга СИМ в Петербурге часто ссылаются на опыт Парижа. Там электросамокаты начали появляться ещё в 2018 году, тогда город был пионером в отрасли. Однако за несколько лет у СИМ появилось немало противников, риторика которых практически совпадает с доводами их сегодняшними российскими единомышленниками. Шеринговые компании получали упрёки из–за свалок самокатов в центре города, а пользователи обвинялись в опасном и неадекватном вождении. За 2022 год парижская полиция зафиксировала 408 происшествий с участием СИМ, в которых погибли три человека.
В итоге в апреле 2023–го в городе прошёл референдум, 89% участников которого (явка составила 7,5%) высказались за запрет кикшеринга. Хотя результат голосования не был обязателен для исполнения, мэрия Парижа с 1 сентября ввела полный запрет на прокатные электросамокаты. Это ударило по бизнесу кикшеринговых операторов. В основном выходом из положения для компаний стала переориентация на прокатные электровелосипеды, которые в Париже остались легальны, а развивать шеринг самокатов компании решили на других рынках. Один из крупнейших игроков — Dott — перегнал свои электросамокаты во французский город Бордо и в Бельгию, а его конкурент Lime начал рассматривать возможность экспансии в Великобритании. Сообщалось, что Lime может инвестировать в шеринговый бизнес в Лондоне более 23 млн евро.
Помимо Парижа решение полностью запретить электросамокаты приняли в Монреале и Барселоне. В Майами и Копенгагене ограничивали использование СИМ временно, а потом возвращали их на городские улицы.

Нужно ли получать права

Великобритания выбрала иной путь в отношениях с шерингом. В Париже запрет касается только шеринговых электросамокатов, тогда как личными СИМ можно пользоваться свободно. В Британии же частные скутеры нелегальны, а за поездки на них штрафуют.
Кардинально отличается подход британцев и от отечественной практики. В России по умолчанию на СИМ можно ездить везде, где это не запрещают знаки, а в британских городах под шеринг выделены ограниченные зоны. Для управления СИМ нужна специальная категория Q в водительском удостоверении (но если у гражданина есть права на авто или мотоцикл, то отдельную лицензию получать не требуется). Скорость электросамокатов ограничена 25 км/ч, а передвигаться можно только по дорогам или велодорожкам, но не по тротуарам.
Похожую систему взаимодействия с СИМ выработали в Дубае. В эмирате есть ограниченный перечень зон, в которых разрешены поездки на электросамокатах. Изначально в него входило несколько мест, в основном туристических, но позже поездки разрешили в некоторых жилых районах с подходящей инфраструктурой.
На тротуарах и велодорожках на СИМ можно ездить без прав, но для передвижения по дорогам (на которые в принципе допускаются самокаты) потребуется специальная лицензия. Управлять электросамокатом можно с 16 лет, ограничение скорости составляет 20 км / ч.

Самые строгие ограничения для электросамокатов

Пожалуй, самый бескомпромиссный подход в отношении СИМ выбрал Сингапур. Там все СИМ должны проходить регистрацию, инспекцию и получать номера, а также подвергаться повторному осмотру каждые 2 года.
Ездить разрешается исключительно по велодорожкам, выезд на тротуар или проезжую часть карается штрафом до 2 тыс. сингапурских долларов (около $1,5 тыс.) и может даже грозить заключением на срок до 3 месяцев. Езда на незарегистрированном СИМ, даже по велодорожке, также карается штрафом или тюрьмой.
Электросамокаты прогнали с сингапурских тротуаров в 2019 году на фоне растущего числа происшествий. За 2018 год, по данным Минтранса города–государства, в результате аварий с СИМ в больницы попали более 300 человек.
При этом СИМ в Сингапуре пользовались огромной популярностью. В 2019 году в местном реестре было зарегистрировано более 100 тыс. СИМ. В то же время на всю страну насчитывалось порядка 509 частных автомобилей. После ужесточения требований к регистрации СИМ в 2020 году в реестре осталось примерно 20 тыс. транспортных средств, а к концу 2022 года их число упало до менее чем 6 тыс. Шеринговые операторы в таких условиях, очевидно, не могли продолжать работу. Некоторые игроки, например Beam и Neuron, ушли на другие рынки, а один из пионеров рынка — компания Telepod довольно быстро закрылась.

Где в России запрещены СИМ

В России главным борцом с электросамокатами является Пермь. В конце марта Гордума запретила стоянку электросамокатов и других СИМ на основных улицах всех районов и повсеместно в центре. Таким образом, формально шеринг не запрещён, но на практике пользоваться им невозможно. Несмотря на это, кикшеринговые сервисы с начала апреля открыли сезон в городе. Но только с 5 по 7 апреля, по сообщениям городской администрации, на штрафстоянку было отправлено 532 электросамоката. За эвакуацию его владельцу придётся заплатить 1,5 тыс. рублей, плюс в 100 рублей в день обходится хранение. Вскоре Whoosh и "МТС Юрент" прекратили работу в городе.
"Мы предлагали властям вкладываться в инфраструктуру — создание парковок, велодорожек. Но, к сожалению, они пошли по пути запрета, а не создания инфраструктуры, которая позволила бы сделать поездки безопасными и навести порядок в центре города", — рассказали "ДП" в пресс–службе "МТС Юрент". Одновременно с этим в компании отмечают, что в Москве, Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде и других городах удаётся наладить конструктивный диалог с властями, в результате которого и успешно работает бизнес, и растёт безопасность пешеходов и пользователей сервиса.
Whoosh вскоре вернулся в Пермь, но вместо электросамокатов стал предлагать электровелосипеды. Оператор настаивает, что в общем велосипеды не рассматриваются как "страховка", а являются отдельным способом передвижения со своим сценарием использования.
"Решение в Перми стало скорее исключением. Оно обусловлено желанием дать пермякам возможность передвигаться на микромобильном транспорте. После запрета и эвакуации мы получили тысячи обращений с просьбой как–то решить вопрос. Но администрация не идёт с нами на контакт, принимает решения в одностороннем порядке", — излагают ситуацию в Whoosh.